
Как правильно хранить и перевозить кондиционеры и хладагенты
Основные требования к хранению кондиционеров просты и понятны:
С первыми тремя пунктами вопросов не возникает: для конкретной модели они прописываются в спецификациях. С вертикальным положением все не так очевидно.
Почему кондиционеры хранят в вертикальном положении
На профильных форумах встречаются сообщения, что кондиционер «полетел» после того, как установили блок, который хранился в горизонтальном положении. Возможно ли такое?
Да, возможно. При горизонтальном хранении компрессорное масло может перетечь по магистрали фреонового контура в конденсатор, и при первом же пуске компрессор заклинит. А если это произойдет с мощной моделью, компрессор может сорваться с креплений.
Кроме того, при перевозке блока в неправильном положении компрессор может оторваться от основания и повредить трубки.
На тех же форумах встречается такая рекомендация: если кондиционер хранили или переносили в горизонтальном положении, перед включением он должен простоять в вертикальном положении минимум четыре часа. Теоретически компрессорное масло может перетечь обратно, но нет никаких гарантий, что после этого кондиционер будет работать нормально.
Хранение и заправка хладагента/фреона
Обычно к заказчику поступают кондиционеры, заправленные хладагентом. Но при постоянном использовании техники или при увеличении магистрали может потребоваться дозаправка фреоном. И компаниям, обслуживающим климатическую технику, важно иметь фреон на складе и обеспечить его правильное хранение.
В промышленных объемах фреон хранится на складе категории Д (взрывоопасность) в баллонах объемом не более 40 л или в контейнере вместимостью до одной тонны.
Такие склады должны располагаться в отдельном помещении на удалении не менее 20 м от других складских и производственных зданий. Одноэтажное здание, где хранится хладагент, должно быть не менее трех метров в высоту и не иметь чердачного перекрытия.
Один из самых часто используемых хладагентов – R410a следует хранить в складских помещениях с влажностью воздуха не более 40 %, обеспечив защиту от солнечного света, открытого огня и нагревательного оборудования.
Из хладагентов нового поколения выделяется R32 (дифторметан, CH2F2): его показатель потенциала глобального потепления (ПГП, GWP) ниже, чем у R410a на 65 %, а, значит, он оказывает значительно меньшее негативное влияние на окружающую среду. Кроме того, R32 отличается небольшими плотностью и вязкостью, что позволяет снизить расход хладона и увеличить энергоэффективность в среднем на 5 %.
Нельзя сказать, что монтаж и заправка R32 принципиально отличаются от R410a: все монтажники должны пройти обучение работе с оборудованием и фреонами, иметь сертификаты для работы с фторсодержащими газами.
При проведении работ с R32 нужно обратить особое внимание на вентиляцию: этот хладагент является тяжелым газом и может скапливаться в углублениях пола. Их желательно закрывать перед началом работ.
Если работа связана с пайкой холодильного контура, обязательно убедитесь в отсутствии там R32. Это общее правило для всех хладагентов, но в случае с R32 стоит проверить контур более тщательно.
Работа с R32 почти не требует обновления набора инструментов. Из новых инструментов потребуется только:
Перевозка хладагента/фреона
Хладагенты R410a разрешено перевозить в емкостях при соблюдении правил перевозки этой группы товаров (транспортировка 2-го класса опасности):
R32 фасуют в баллоны различного объема, которые рассчитаны на хранение газов под давлением свыше 3,5 МПа. Возможно транспортировать хладагент любым видом транспорта, если соблюдены правила транспортировки опасных грузов. Хранить и перевозить R32 можно при температуре не выше 50 °С.