Содержание:
Сколько нужно сотрудников на старте
Монтажники в бригаду: нанять специалистов или обучить новичков
Сколько времени нужно на подготовку продавца-консультанта
Как построить процесс обучения в сегменте b2c
Как может продавец прокачивать свои навыки
Где набираться практики
Ошибки при обучении сотрудников
Мы уже рассказали о том, какими компетенциями должен обладать продавец-консультант магазина сплит-систем. Теперь выясним, какой минимальный штат сотрудников нужен для начала работы, как их обучать и какие пути для наращивания компетенций у них есть.
Набираем сотрудников в штат
Сколько нужно сотрудников на старте
Для начала работы магазина потребуются четыре специалиста:
- Два монтажника для установки кондиционеров.
- Специалист по закупкам (как правило, им становится владелец бизнеса).
- Сотрудник, совмещающий функции администратора интернет-магазина и оператора на телефоне (принимает звонки клиентов).
Гипотетически владелец бизнеса в начале работы может одновременно специализироваться на закупках, работать с клиентами по телефону и заниматься сайтом. Но чем больше развивается бизнес, тем меньше времени у него остается на эти обязанности.
Монтажники в бригаду: нанять специалистов или обучить новичков
Только что открывшемуся магазину важно быстрее начать продавать: первая прибыль поможет остаться бизнесу на плаву. Поэтому нужны сотрудники для установки продаваемых кондиционеров.
Бригаду монтажников можно нанять на аутсорсинге. Если владелец бывший монтажник, он может сам обучить новичков. Для этого понадобится время, а значит, на основную работу останется меньше сил, и прибыль может сократиться.
Оба варианта жизнеспособны, но первый эффективнее. На старте владельцу важнее привлекать клиентов.
На старте выгоднее нанять квалифицированных монтажников
Сколько времени понадобится на подготовку продавца-консультанта
Сотруднику интернет-магазина не нужно обладать глубокой экспертизой, чтобы консультировать покупателей. Через месяц-полтора новый продавец сможет работать самостоятельно: подбирать по каталогу оборудование, рекомендовать оптимальный тип блока (напольный, настенный и пр.).
Скорость обучения зависит от сотрудника и от организации учебного процесса в компании. Если владелец бизнеса уделяет время образованию специалистов – подбирает специальную литературу, советует, в каком порядке ее изучать, – подчиненные будут наращивать компетенции быстрее.
Если же новичку сказать: «прочитай что-нибудь в интернете», – обучение будет менее эффективным. В Сети встречается некорректная информация, и отфильтровать ее сотрудник-новичок при всем желании не сможет.
Как построить процесс обучения в сегменте b2c
От простого к сложному. Учебу можно разделить на три этапа:
- Изучить базовые вещи: по какому принципу работает кондиционер, как он охлаждает воздух (не вникая в глубокие физические процессы).
- Изучить продукты поставщиков. Это можно сделать по каталогам, видео на сайтах производителей и пр. Продавец должен знать свой товар.
- Научиться подбирать технику по запросу клиента.
Продавцы должны понимать, как работает сплит-система
Как может продавец прокачивать свои навыки
По мере работы консультант должен углублять свои знания. Есть три варианта последующего обучения:
- Простой и бесплатный способ – читать профильные форумы. Это поможет продавцу эффективнее коммуницировать с клиентами. Сотрудник улучшит навыки подбора оборудования: сможет предлагать клиенту больше вариантов и находить решения, максимально подходящие под его запрос.
- Курсы. Крупные производители и дистрибьюторы проводят бесплатное обучение продавцов. Информацию о курсах можно найти на сайтах производителей.
- Платное обучение, например по специальности «продавец климатических систем».
Задача руководства – мотивировать сотрудников получать новые знания. Небольшим магазинам это дается сложнее. Обучение требует времени, и в реальности только 1 % сотрудников прокачивает свои навыки.
Крупные компании занимаются образованием своих специалистов комплексно. На базе фирм, которые работают в сфере сплит-систем, сформированы корпоративные университеты. Ведется большая работа по подготовке грамотных специалистов.
Можно подобрать онлайн-программы, чтобы сотрудник обучался на рабочем месте.
Где набираться практики
Начинающего сотрудника стоит 2–3 раза свозить на объекты, где монтируют кондиционеры. Это полезная практика – ведь обычно продавцы интернет-магазинов работают только с каталогом товаров и не видят сплит-систем вживую.
Если компания нанимает профильного сотрудника (продает только бытовые или только полупрофессиональные кондиционеры), имеет смысл возить его на объекты с аналогичной спецификой. Продавцу профессиональной техники обычно нет смысла изучать бытовые приборы.
Важно возить продавцов на объекты, где устанавливают кондиционеры
Ошибки при обучении сотрудников
- Нарушение последовательности обучения. Учить новичка инженерной работе и надеяться, что, поняв сложное, он разберется и в простом, нет смысла. Скорее всего, он ничего не поймет и только потеряет время.
- Обращаться только к авторитетным источникам информации. Более подготовленные сотрудники в перспективе сами смогут фильтровать и оценивать информацию.
Получать информационную и техническую поддержку вы можете от компании «Хиконикс» – крупного поставщика климатического оборудования.